Роль стандартов информационной безопасности

Главная задача стандартов информационной безопасности — создать основу для взаимодействия между производителями, потребителями и экспертами по квалификации продуктов ИТ. Каждая из этих групп имеет свои интересы и свои взгляды на проблему информационной безопасности.

Потребители заинтересованы в методике, позволяющей обоснованно выбрать продукт, отвечающий их нуждам и решающий их проблемы, для чего им необходима шкала оценки безопасности. Потребители также нуждаются в инструменте, с помощью которого они могли бы формулировать свои требования производителям. При этом потребителей интересуют исключительно характеристики и свойства конечного продукта, а не методы и средства их достижения. К сожалению, многие потребители не понимают, что требования безопасности обязательно противоречат функциональным требованиям (удобству работы, быстродействию и т. д.), накладывают ограничения на совместимость и, как правило, вынуждают отказаться от широко распространенных и поэтому незащищенных прикладных программных средств.

Производители нуждаются в стандартах как средстве сравнения возможностей своих продуктов, в применении процедуры сертификации как механизма объективной оценки их свойств, а также в стандартизации определенного набора требований безопасности, который мог бы ограничить фантазию заказчика конкретного продукта и заставить его выбирать требования из этого набора. С точки зрения производителя требования безопасности должны быть максимально конкретными и регламентировать необходимость применения тех или иных средств, механизмов, алгоритмов и т. д. Кроме того, требования не должны противоречить существующим парадигмам обработки информации, архитектуре вычислительных систем и технологиям создания информационных продуктов. Однако такой подход также нельзя признать в качестве доминирующего, так как он не учитывает нужд пользователей и пытается подогнать требования защиты под существующие системы и технологии.

Эксперты по квалификации и специалисты по сертификации рассматривают стандарты как инструмент, позволяющий им оценить уровень безопасности, обеспечиваемый продуктами ИТ, и предоставить потребителям возможность сделать обоснованный выбор. Эксперты по квалификации находятся в двойственном положении: с одной стороны, они, как и производители, заинтересованы в четких и простых критериях, над которыми не надо ломать голову, как их применить к конкретному продукту, а с другой стороны, они должны дать обоснованный ответ пользователям — удовлетворяет продукт их нужды или нет.

Таким образом, перед стандартами информационной безопасности стоит непростая задача — примирить три разные точки зрения и создать эффективный механизм взаимодействия всех сторон. Причем ущемление потребностей хотя бы одной из них приведет к невозможности взаимопонимания и взаимодействия и, следовательно, не позволит решить общую задачу — создание защищенной системы обработки информации.

Необходимость в таких стандартах была осознана достаточно давно, и в этом направлении достигнут существенный прогресс, закрепленный в документах разработки 1990-х гг. Первым и наиболее известным документом была Оранжевая книга (по цвету обложки) «Критерии безопасности компьютерных систем» Министерства обороны США. В этом документе определены 4 уровня безопасности — D, С, В и А. По мере перехода от уровня D до А к надежности системы предъявляются все более жесткие требования. Уровни С и В подразделяются на классы (CI, С2, Bl, В2, ВЗ). Чтобы система в результате процедуры сертификации могла быть отнесена к некоторому классу, ее защита должна удовлетворять оговоренным требованиям. К другим важным стандартам информационной безопасности этого поколения относятся: «Руководящие документы Гостехкомиссии России», «Европейские критерии безопасности информационных технологий», «Федеральные критерии безопасности информационных технологий США», «Канадские критерии безопасности компьютерных систем».

В последнее время в разных странах появилось новое поколение стандартов, посвященных практическим вопросам управления информационной безопасностью компании. Это прежде всего международные стандарты управления информационной безопасностью ISO 15408, ISO 17799 и некоторые другие. Представляется целесообразным проанализировать наиболее важные из этих документов, сопоставить содержащиеся в них требования и критерии, а также оценить эффективность их практического применения.


Эта статья была опубликована Воскресенье, 9 августа, 2009 at 16:44 в рубрике Стандарты информационной безопасности. Вы можете следить за ответами через RSS 2.0 feed.

Написать ответ